💥💥💥САЙТ ПЕРЕЕХАЛ НА НОВЫЙ АДРЕС 💥💥💥

Уважаемые посетители! Наш сайт переехал на новый адрес!

Теперь мы доступны на KolonkiDinamiki.ru



Клуб ценителей хорошего звука
Обновленный дизайн, удобная навигация, и та же страсть к звуку.

Проверка и настройка проигрывателей винила. Рекомендуемые профилактические работы для долгой и безупречной службы вертушек.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Работы, связанные с картриджем звукоснимателя, требуют использования немагнитного инструмента, и не допускаются в зоне действия сильных магнитных полей.
1.УСТАНОВКА ДИСКА.Необходимо найти оптимальное положение диска на посадочном месте с минимальным биением по оси и вертикали. Производится при помощи стрелочного индикатора поворотом диска на 90 градусов (4 положения).
В отсутствие стрелочного индикатора, биение можно проконтролировать при помощи автоматического карандаша по следу, оставляемому, на периферии диска.
2. ПРОВЕРКА УСТАНОВКИ ТОНАРМА.Проверяется параллельность трубы тонарма опорному диску в секторе рабочего хода. Работа выполняется на уравновешенном тонарме при отключенном антискейте.
Обязательным условием является предварительная установка по уровню (гравитационному, или точному жидкостному) стола и диска проигрывателя (в следующих пунктах соблюдение этого условия не упоминается, как уже произведенное).
Проверка производится с помощью контрольного инструмента TONAR. При отсутствии данного инструмента можно использовать прозрачный треугольник с метрической шкалой.
При необходимости параллельность хода достигается установкой прокладок под площадку базового крепления тонарма.
Проверка базового расстояния тонарма описана ниже.
3. ПРОВЕРКА СВОБОДНОГО ХОДА ТОНАРМА ПО ГОРИЗОНТАЛИ.Работа выполняется на уравновешенном тонарме при отключенном антискейте. Тонарм должен плавно, без рывков, смещаться к центру диска под боковым воздействием нити (1 метр), закрепленной над центром диска, с подвешенным на ней грузом массой 1 грамм.
При невозможности такой проверки можно осторожно дунуть на тонарм через гибкую трубку диаметром 6-8 мм. Торможений при движении быть не должно. При обнаружении неисправности, производится чистка и смазка вертикального подшипника тонарма.
4. ПРОВЕРКА ЛЮФТОВ ПОДШИПНИКОВ ТОНАРМА.Проверяются люфты в подшипниках – скольжения, игольчатых, каменных, шариковых. Очень осторожно. Покачивая в радиальном направлении (относительно осей вращения).
Прежде чем устранять имеющийся люфт, необходимо свериться и документацией изготовителя, так как в некоторых видах подшипников на камнях осевой люфт предусматривается конструкцией. В тонармах имеющих ножевую опору определить износ можно при визуальном осмотре при увеличении в 20-40 раз.
Тонармы с одноточечной опорой на присутствие люфтов, не имея опыта, лучше вообще не проверять, так как большинство таких опор выходят из строя не от рабочих нагрузок, а в результате грубого обращения или транспортировки без разборки и упаковки.
5. СМАЗКА ПОДШИПНИКОВ ТОНАРМА.Смазка необходима в случае некорректной работы тонарма из-за высыхания старой. Перед смазкой подшипники и оси вращения промываются силиконовым маслом без присадок и продуваются очищенным воздухом.
Для смазки подшипников тонарма можно использовать синтетическое масло для смазки часовых механизмов.
При умеренной запыленности в помещении, где находится проигрыватель и при условии хранения под защитным колпаком в нерабочем состоянии, такое масло может прослужить 5 и более лет.
Подбор и замена масла в емкостях тонармов, имеющих жидкостное демпфирование, производится в соответствии с указаниями производителя. В некоторых случаях отсутствие масла вообще дает лучший результат.
6. СМАЗКА ШПИНДЕЛЯ.Она необходима, если через стетоскоп прослушиваются шумы во время работы прямого привода или вращении диска от руки (при отведенном ролике или снятом ремне для других видов привода).
Замена смазки или масла производится после промывки узла силиконовым маслом без присадок. Для каждого шпинделя подбирается смазка, или масло, соответствующее конкретным условиям работы или рекомендациям изготовителя (если он указывает маркировку смазки или масла в соответствии с принятыми стандартами).
В основном применяются масла и смазки на синтетической основе для подшипников скольжения в прецизионных механизмах. Подбором вязкости смазок и масел можно вносить корректировку в характер звучания проигрывателя.
Следует учитывать, что шпиндели некоторых проигрывателей заполняются маслом по определенной технологии (под давлением), и при замене масла в них необходимо этой технологии придерживаться, иначе в паре вал–втулка появляется непредусмотренный осевой люфт, и шпиндель очень быстро выйдет из строя.
7. СМАЗКА ДВИГАТЕЛЯ (для непрямого привода).Необходима при прослушивании через стетоскоп чрезмерного рокота при отведенном ролике или снятом ремне. Обычно достаточно капли масла, распределенной вдоль верхней оси двигателя. Иногда требуется частичная разборка для доступа к нижнему подшипнику.
Подходят синтетические масла для бензиновых двигателей, соответствующие требованиям API SM.
8. ПРОВЕРКА КАРТРИДЖА.Проверка производится перед началом настройки тонарма. При установке на тонарм картриджа или его вставки, у которых имеется сильный износ (повреждение) иглы или консоли, правильная настройка проигрывателя невозможна.
Загрязненность иглы при настройке также недопустима. Осмотр и очистка производятся под инструментальным микроскопом с фокусным расстоянием 80 – 100 мм. карбоновой кистью. Раствор для чистки на основе изопропилового спирта, ПАВ и дистиллированной воды.
Важно не допустить попадания раствора дальше консоли. Для этого чистку производят на картридже, расположенном иглой вниз движениями кисти сверху вниз. Работа производится быстро для уменьшения попадания испарений раствора внутрь картриджа.
После завершения очистки остатки раствора с поверхности картриджа удаляются через полую кисть вакуумным насосом машины для мойки виниловых дисков. При отсутствии такой машины можно продуть картридж чистым воздухом из баллона.
8. ПРОВЕРКА ШЕЛЛА.Проверяется на стеклянной плитке штангенциркулем. Ось цилиндрической части шелла должна быть строго параллельна его установочной площадке. При необходимости деформация штампованных шеллов устраняется на оправках в прессе.
Фрезерованные и литые шеллы деформаций, как правило, не имеют. Здесь и в дальнейшем рассматривается способ крепления шеллов типа SME, но геометрия установки действительна для шеллов с любым типом крепления.
9. УСТАНОВКА ШЕЛЛА.Фронтальная грань установочной площадки шелла (места крепления картриджа) должна быть строго параллельна диску проигрывателя, а боковая – строго параллельна оси трубы тонарма.
Проверяется при помощи контрольного инструмента TONAR или точного гравитационного уровня, а при их отсутствии, при помощи прозрачного угольника с метрической шкалой.
Шеллы некоторых производителей имеют возможность регулировки за счет поворота цилиндрической части, но на большинстве шеллов ее нет. Фронтальная корректировка производится поворотом ответной части крепления на тонарме при ослаблении крепежных винтов. В некоторых случаях предусмотрен поворот всей трубы тонарма, но плоскость его изгиба (если труба не прямая) должна быть строго параллельна опорному диску.
При отсутствии параллельности в боковом ракурсе (при заранее проверенном шелле), виновата резиновая прокладка. Необходимо увеличение ее жесткости, а в некоторых случаях, удаление.
10. УСТАНОВКА КАРТРИДЖА.Очень важным параметром, без которого практически невозможно правильно произвести настройку картриджа, является резонансная частота консоли в системе тонарм-шелл-картридж.
Ее значение может колебаться в пределах 8-16Гц. Во время установки картриджа резонанс контролируется при помощи специального тестового диска с последующей корректировкой масс системы.
Большинство картриджей устанавливается при помощи немагнитного крепежа с метрической резьбой М2,5 . Материал крепежа определяет его вес. Немагнитная нерж. сталь – самый тяжелый крепеж, далее по уменьшению веса: бронза, латунь, алюминий. Реже, но встречаются магний и полиамид (самые легкие).
Вес крепежа влияет на эффективную массу системы тонарм-шел-картридж, и подбирается в процессе настройки. Эффективная масса тонарма (фактическая сила давления иглы на канавку записи, действующая во время воспроизведения), отличается от статического параметра установленной вертикальной прижимной силы.
Любые шайбы и прокладки в этом соединении влияют на резонанс системы в целом, и, если их установка не оправдана технической необходимостью, лучше обойтись без них. В идеале установочная площадка картриджа должна плотно прилегать к установочной площадке шелла.
В некоторых случаях, когда требуется корректировка азимута, и нет других способов, используется прокладка клиновидной формы между шеллом и картриджем. Ее плоскости должны быть ровными. Материал (вес) таких прокладок также влияет на общий резонанс системы.
11. БАЛАНСИРОВКА ТОНАРМА.Отключается антискейт. На тонармах с пружинным прижимом прижим выводится на «0». Снимается или отводится защита иглы.
Тонарм в сборе с шеллом и картриджем уравновешивается параллельно опорному диску. Контроль параллельности производится инструментом TONAR, или прозрачным угольником с метрической шкалой.
На тонармах без пружинного прижима лимб шкалы противовеса устанавливается на «0».
12. УСТАНОВКА СИЛЫ ВЕРТИКАЛЬНОГО ПРИЖИМА.Устанавливается поворотом противовеса по меткам на лимбе или лимба шкалы при пружинном прижиме на максимальную нагрузку для данного типа картриджа.
Игла размещается на площадке контрольных весов. Проверяется соответствие шкалы лимба фактической нагрузке.
Операция повторяется для минимально допустимой нагрузки данного картриджа. Полученные данные записываются и учитываются при последующих регулировках.
При завершении всех работ по настройке, сила вертикального прижима измеряется контрольными весами по факту и записывается для данной комбинации тонарма, шелла и картриджа. Это значительно упрощает настройку при использовании нескольких настроенных шеллов для тонарма на одном проигрывателе.
13. УСТАНОВКА АЗИМУТА.Предварительно азимут выставляется при помощи металлического зеркала и инструментального микроскопа. Отражающая поверхность должна находиться на внешней части инструмента.
Необходимо добиться отражения кристалла иглы (а не корпуса картриджа) без наклона во фронтальной плоскости. После установки свеса и угла коррекции и вертикального угла следования проводится коррекция установки азимута при помощи двух лучевого осциллографа и тестового диска.
При наложении синусоиды тестового сигнала 1000Гц должны совмещаться. На слух эту операцию проводить довольно трудно, но можно (нужен человек, слух которого на тестовой частоте может уловить разницу в 1 – 2 Дц, таких людей мало, но они есть).
14. УСТАНОВКА СВЕСА ТОНАРМА.Перед установкой свеса целесообразно проверить правильность установки базы тонарма, так как они взаимосвязаны.
Базовое расстояние точно измеряется штангенциркулем от оси горизонтального поворота тонарма до лекального угольника, прислоненного к оси шпинделя (радиус оси шпинделя из показаний вычитается). При несоответствии паспортным данным тонарма, базовое расстояние корректируется.
Предварительно свес тонарма устанавливается по шаблону согласно данным из паспорта тонарма. Если этих данных нет, то величину свеса определяют по измерительному шаблону (подойдет Schon — Shablone Tup 2 от TONAR). После установки угла тангенциальной коррекции величина свеса корректируется по другим шкалам вышеуказанного шаблона.
15. УСТАНОВКА УГЛА ТАНГЕНЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ.В идеале, на правильно изготовленных прецизионных тонармах угол тангенциальной коррекции очень точный.
Следует лишь совместить продольные оси шелла и картриджа.
На практике часто продольная ось консоли при рабочей нагрузке не параллельна оси картриджа. Поэтому угол коррекции проверяется по шаблонам, и в контрольных точках проверяется совпадение осевой линии консоли (а не корпуса картриджа) с касательными линиями на шаблоне. Проверку удобно производить при помощи электронного микроскопа.
При необходимости более точной юстировки вычерчивается индивидуальный транспортир для конкретного типа тонарма. Операция повторяется несколько раз. При этом каждый раз требует проверки величина свеса.
Работу необходимо производить очень аккуратно, чтобы не повредить кристалл иглы. Применение шаблонов на картоне или бумаге создает дополнительные трудности при работе из за шероховатости материала, и их лучше не использовать.
16. УСТАНОВКА ВЕРТИКАЛЬНОГО УГЛА СЛЕЖЕНИЯ ( в дальнейшем ВУС).В идеале ВУС должен соответствовать углу резца на проигрываемых записях.
Усредненная установка производится при достижении параллельности опорному диску системы – труба тонарма, шел, картридж при оптимальной силе прижима.
Регулируется изменением высоты вертикального поворотного узла тонарма. Если такой регулировки не предусмотрено, можно устанавливать прокладки под основание базы крепления тонарма. Проще, в таких случаях, изменять толщину опорного мата.
Лучше иметь несколько матов разной толщины, но можно использовать и прокладки под мат из пластика или немагнитных металлов. Установка прокладок между шеллом и картриджем при данной регулировке нежелательна, так как дополнительно вносит изменения в резонанс системы – картридж, шел, труба тонарма. Точнее ВУС можно установить при помощи электронного микроскопа по совмещению угла наклона кристалла и контрольного транспортира, но практика показывает, что этот параметр лучше устанавливать на слух при прослушивании контрольных фонограмм.
17. НАСРОЙКА АНТИСКЕЙТА.Один из немногих параметров настройки, хорошо поддающийся инструментальному контролю.
Настраивается при помощи двух лучевого осциллографа и диска тестовых сигналов.
Настройка производится при установленной оптимальной силе прижима. Суть метода заключается в сведении к минимуму искажений синусоид правого и левого каналов при проигрывании всех тестовых треков (в начале записи, в конце, и два промежуточных).
Операцию следует повторить с уменьшением и увеличением прижима на 0,2 гр. от оптимального и зафиксировать данные для последующих более точных регулировок прижима и резонансной частоты. Методы регулировки антискейта на гладком диске без записи положительного результата не дают.
При отсутствии осциллографа можно настроить антискейт на слух по тестовому диску. Алгоритм тот же – устранение слышимых искажений на всех тестовых треках для регулировки антискейта.
18. КОРРЕКЦИЯ РЕЗОНАНСНОЙ ЧАСТОТЫ ТОНАРМА.Этот параметр оказывает основное влияние на звук проигрывателя в целом.
Так как упругость подвеса консоли не подлежит регулировке, учитывая все сказанное в пункте 10, резонансную частоту можно корректировать изменением эффективной массы системы — тонарм, шелл, картридж, крепеж, учитывая силу вертикального прижима.
Резонансная частота требует подстройки на протяжении всей службы картриджа из-за изменения податливости (упругости) подвеса консоли иглы. Так как подвес консоли может со временем как разыграться (стать менее упругим), так и подсохнуть (увеличить упругость), то и эффективная масса системы требует уменьшения в первом или увеличения во втором случае.
Легче всего проверять соответствие резонанса норме, и осуществлять его корректировку, используя специальные треки на тестовом диске (например «HI-FI News Analogue Test LP»). При проигрывании данных треков резонанс системы можно не только слышать, но и наблюдать визуально по колебанию консоли. На экране осциллографа в момент возникновения резонанса происходит «пляска» синусоиды.
Существуют тонармы с предусмотренной регулировкой эффективной массы. Это, как правило, тонармы с прямой трубой и грузом, перемещаемым вдоль оси трубы. Имеются методы корректировки эффективной массы и для остальных тонармов.
Есть шеллы со сменными грузами. Можно изменить эффективную массу, изменяя вес крепежа. При изменении значения эффективной массы важно следить за тем, чтобы максимальный вес нагрузки на узел опоры (суммарный вес горизонтальной подвижной системы тонарма) не превышал разрешенных паспортных данных.
Лучшие результаты получаются при нагрузке немного ниже средней (согласно паспортным данным). В некоторых случаях возникает необходимость изменения геометрической формы противовеса, при сохранении суммарного общего веса подвижной части тонарма.
Здесь описаны лишь самые доступные способы оперативного влияния на резонансную частоту системы, однако, существует много других решений, дающих аналогичные результаты. Необходимо помнить, что изменение одних настроек влияет на другие, произведенные ранее, и это надо учитывать, и производить их перенастройку. Поэтому, как отмечалось выше, следует записывать данные разных настоек при изменении параметров других, чтобы при любой подстройке можно было сразу вносить коррекцию.
Для качественного перевода грамзаписи в цифру требуется еще более точная инструментальная настройка проигрывателя с применением анализатора спектра сигнала.
Данная статья является поверхностным обзором вопросов, связанных с настройкой лишь нескольких типов проигрывателей винила, причем самых простых, и не служит руководством по ремонту и настройке. В любом случае начинать работу надо с инструкции и пособия по ремонту от производителя. Подробные инструкции по применению прилагаются к специализированному инструменту и тестовым дискам. Многие важные темы вообще не были затронуты (например, осевая балансировка тонарма, влияние силы прижима ролика, или натяга приводного ремня на характер звука, регулировка высоты шпинделя у двигателей прямого привода). В каждой конкретной модели проигрывателя есть свои отличительные особенности, влияние которых необходимо учитывать при работе с ней. Общих решений, как правило, не бывает.
По материалам портала ldsound.ru, автор: Сергей Ващенков
Клуб любителей акустики и аудиотехники
«Колонки и динамики | Акустика и аудиотехника»
группа в Контакте: vk.com/kolonkidinamiki

канал в Телеграм: @kolonkidinamiki

> > > Колонки и динамики < < <

#колонкидинамики #kolonkidinamiki #rusaudiobaraholka

Комментариев нет:

Отправить комментарий